Свежие комментарии

  • Виктор Артамонов
    Прекрасный ответ Я. Рудковской.Жена Плющенко Руд...
  • Виктор Артамонов
    "В ролике Гном Гномыч, как мальчика называют родители..." Прекратите использовать эту оскорбительную дурацкую кличку,...«Зачем родители п...
  • Галина Миронова
    Прижать бы чпекулнтов, чтоб былВолосожар: «Я уже...

Отказывалась от милицейского звания и ругалась с Чайковской. Какой фигуристкой была топ-тренер Марина Зуева

Отказывалась от милицейского звания и ругалась с Чайковской. Какой фигуристкой была топ-тренер Марина Зуева

Последние несколько лет центр притяжения для танцоров со всего мира находится в Монреале. Там тренируют Мари-Франс Дюбрей, Патрис Лозон и Роман Агенауэр. Примерно половина танцевальных дуэтов из топ-10 сейчас работает с ними. Пять из пяти последних чемпионатов мира выиграли их спортсмены.

Но так было не всегда. Перед Ванкувером и Сочи (почти 10 лет) главным специалистом по танцам на льду была Марина Зуева. Ее ученики выиграли обе Олимпиады. Всего же у спортсменов Зуевой 10 олимпийских наград: 4 золота, 3 серебра и 3 бронзы.

То, что Зуева понимает танцы как никто другой, стало ясно, когда она сама только собиралась встать в пару.

«В середине 70-х годов по фигурнокатательной Москве пошел слух: «В ЦСКА появилась гениальная девочка-танцорша из Ленинграда», — вспоминала в одном из интервью фигуристка Елена Скороходова. — Помню, мы ходили на нее смотреть. Она каталась тогда без партнера. «Да, гениальная», — подумала я. В чем это проявлялось? Сложно объяснить, это надо было лицезреть воочию: девочка каталась так, будто кроме фигурного катания ничего в мире нет, будто это высшее счастье на планете — кататься на коньках. Глядя на нее, поднималось настроение, возникало ощущение восторга».

В ЦСКА Зуеву привел известный тренер Виктор Рыжкин.

Он поставил ее в пару с Андреем Витманом и решил, что фигуристам для начала нужно сосредоточиться на технике. Исполнить тренерский план не получилось. Рыжкина назначили директором школы фигурного катания ЦСКА. Перспективную пару он передал Елене Чайковской.

Елена Анатольевна тоже легко рассмотрела в Зуевой танцоршу. Но сразу поняла, что у пары, несмотря на хороший потенциал, будет много проблем. Во-первых, Витман был старше своей партнерши на восемь лет. Во-вторых (и это главное), совсем не получались обязательные танцы.

«Начинаем зубрить — иначе и не скажешь — очередной комплект танцев, и кажый день, как с нуля, — вспоминала Чайковская. — Вроде бы и не было предыдущих тренировок. Только пошло, только выучили, только закрепили правильные движения, как вновь все сломано, все неточно. То, что делает пару интересной и зрелищной в произвольном танце, пожалуй, даже мешает в обязательных. Здесь фантазия и экспромт не нужны. Здесь все строго, все обусловлено, все ограниченно. А Зуева и Витман к такому не привыкли. Каждая тренировка — выяснение отношений. Вначале это бывало раз-два в месяц. Потом — раз или два в неделю. Потом каждый день. А потом и по несколько раз за тренировку».

Это, естественно, сказывалось на результатах. Несмотря на смелые, в чем-то даже новаторские произвольные программы, артистизм и любовь зрителей главным достижением пары так и осталась бронза на чемпионате СССР и пятое место на чемпионате мира в Японии.

За пределами катка решительность и эксцентричность Зуевой тоже доставляла Чайковской немало хлопот.

«Когда Марина только перешла ко мне от Рыжкина, свежеиспеченным динамовцам (Чайковская много лет работала тренером в «Динамо». — Sport24) должны были присвоить милицейские звания. И вот прием у министра. Выстроен весь генералитет. Объявляют о присвоении звания прапорщика МВД Зуевой Марине. А та заявляет: «Не хочу быть прапорщиком!» Генералы просто отпали. Смотрят друг на друга и не поймут, что делать — стреляться? В этих стенах от спортсменов такого не слышал никто и никогда. Мы с чемпионом мира, тогда капитаном Геной Карпоносовым тоже так переглянулись. А Щелоков просто рассмеялся и мягко ушел от этого вопроса. Но для нас это был ужас».

Отношения между Зуевой и Чайковской постоянно накалялись. И закончились грандиозным скандалом, когда Марина пришла к Елене Анатольевне уже в новом качестве — хореографа-постановщика. Есть версия, что во время ссоры Зуева даже плюнула в лицо бывшему тренеру. После этого ее никто не хотел брать на работу, даже с учетом того, что в ГИТИСе, где училась Марина, ее способности отмечал знаменитый балетмейстер, лауреат двух Сталинских премий Ростислав Захаров.

За молодого специалиста заступился Станислав Жук, уговорил руководство ЦСКА доверить Зуевой несколько младших групп. А через несколько лет пожалел об этом. Как утверждает Жук, именно Зуева стала одним из авторов письма в ЦК КПСС, в котором его обвинили в аморальном поведении. В результате Жука постепенно отстранили от тренерской деятельности, а его лучшую пару на тот момент — Екатерину Гордееву и Сергея Гринькова — перевели к Зуевой. Именно с ними она выиграла свое первое олимпийское золото в качестве тренера.

Подпишитесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх