«Уже по глазам понял — все, до свидания».
Карьеру Александра Мальцева можно разделить на две абсолютно разные части. Первая — выступления за клуб. Выдающийся форвард провел в московском «Динамо» 17 лет, но ни разу не становился чемпионом СССР! При этом в его личном музее достижений имеются 5 серебряных и 7 бронзовых медалей советского первенства.
Такие результаты объясняются многолетней гегемонией ЦСКА, который из года в год оставался на вершине.Вторая часть карьеры Мальцева — сборная СССР. Вот тут от количества трофеев, завоеванных уроженцем Кирово-Чепецка, может закружиться голова. Две Олимпиады, девять чемпионатов мира, восемь чемпионатов Европы — просто сумасшествие! Также не будем забывать о двух Суперсериях против сборной Канады, в которых форвард пусть и не феерил, но был очень важной частью команды. Значимость Александра для национальной сборной подчеркивают его индивидуальные достижения. Легенда московского «Динамо» является абсолютным рекордсменом сборной СССР по количеству проведенных матчей (319) и заброшенных шайб (212). В составе советской команды выступало немало легенд мирового хоккея, но именно Мальцеву принадлежат рекорды по двум главным показателям.
Форвард частенько добивался признания и со стороны организаторов международных турниров. В 1970, 1972 и 1981 годах его признавали лучшим форвардом чемпионатов мира и Европы. В 1970, 1971 и 1978 годах Александр входил в символическую сборную мира как правый крайний нападающий, а в 1972 и 1981 годах как центрфорвард. Поразительно, но за карьеру в национальной команде Мальцев сыграл в 71 сочетании троек. При этом он постоянно менял амплуа — играл в центре, на правом краю или слева. Борис Майоров говорил, что Александр мог бы сыграть и в защите. И постоянные перестановки не мешали ему ставить индивидуальные рекорды и помогать команде добиваться результата. Анатолий Тарасов прекрасно понимал, как форвард «Динамо» важен для сборной. Поэтому он нередко говорил: «Сборная СССР — это ЦСКА плюс Александр Мальцев».
«Индивидуально сильный игрок по воле своей, а иногда ей вопреки так или иначе ущемляет интересы менее ярких партнеров. Мальцев же, наоборот, умел создать для одноклубников такую обстановку, в которой они могли показать все лучшее, на что способны. Уверен, многие его партнеры всю жизнь будут помнить годы, проведенные на льду вместе с Мальцевым», — писал Анатолий Тарасов в книге «Мужчины настоящего хоккея».
К сожалению, далеко не все тренеры понимали важность Мальцева для национальной команды. Если Тарасов ценил форварда, то Виктор Тихонов отказался от него при первой же возможности. В результате чего легенда московского «Динамо» не поехал на свою четвертую Олимпиаду и не завоевал третье золото Олимпийских игр. Речь о турнире в Сараево, где сборная СССР заняла первое место.
«На четвертую Олимпиаду, в Сараево, я поехал бы. Сто процентов. Но поругался с Тихоновым. Высказал свою точку зрения. Сидел в кабинете Валентина Сыча — с Юрзиновым, Тихоновым и Петром Богдановым, председателем центрального совета «Динамо». В сборную вызвали человек шестьдесят. Вот я и подумал: зачем мне с молодыми тренироваться? Сказал: «Вы, Виктор Васильевич, говорили, что мы — профессионалы. Давайте я с «Динамо» буду тренироваться». До этого три раза подряд становился лучшим нападающим месяца. Но после той реплики о сборной пришлось забыть. Не успел договорить, а уже по глазам понял — все, до свидания. Так и было!», — рассказывал двукратный олимпийский чемпион в интервью.
Свежие комментарии