«Можно разучиться играть в хоккей за одну ночь?»
Тройка Харламов — Петров — Михайлов справедливо считается одной из величайших в истории мирового хоккея. Партнеры по ЦСКА и сборной СССР идеально дополняли друг друга. Практически в каждом матче, будь то внутренний чемпионат или серьезный международный турнир, звено Петрова доминировало и не оставляло сопернику ни единого шанса.
Современники легендарных хоккеистов, своими глазами заставшие их игру, до сих пор не могут найти достойных аналогов этому гениальному сочетанию. Но далеко не всегда у Харламова, Петрова и Михайлова все было идеально. Даже у лучших случаются неудачи и провалы. И творению Анатолия Тарасова тоже не удалось избежать этой участи.Первым международным турниром для звена Владимира Петрова стал чемпионат мира 1969 года. Тогда этому сочетанию удалось практически в одиночку принести сборной СССР золотые медали мирового первенства — на троих они забросили 21 шайбу и были лучшими в каждой встрече. Логично, что на следующем ЧМ болельщики и руководство национальной команды ожидали от них подобного перформанса. Дополнительное давление ощущали и сами хоккеисты.
«Годом раньше мы были дебютантами, и спрос с нас был как с обычных новичков. Потом выяснилось (я говорю об оценках печати и публичных выступлениях тренеров и специалистов), что звено Петрова было на мировом чемпионате 1969 года лучшим, сильнейшим, и естественно, что это мнение мы старались подкрепить своей игрой на чемпионате страны. Высокая результативность, успешные выступления во всех контрольных матчах, игровой авторитет — одним словом, я понимаю, почему чуть ли не каждый собеседник уверял нас перед второй поездкой в Стокгольм: «Ну уж вы-то не подведете. Теперь у вас опыт, класс…». В нас верили. От нас многого ждали. Слишком многого. И мы это понимали. Ах, как хорошо понимали! И потому боялись… Ведь то, что прощают новичкам, нам уже не простят. А завоевать признание, как известно, легче, чем потом удержать его», — рассказывал Валерий Харламов.
Чемпионат мира 1970 года проходил в Стокгольме. И в первых матчах мирового первенства тройка Владимира Петрова была не похожа на саму себя. Ведущее звено безумно старалось, доставало из себя все без остатка и действовало на пределе возможностей в каждой смене. Но былого уровня доминирования не было заметно и близко. Благо, сборной СССР и без тотальной поддержки Харламова, Петрова и Михайлова удавалось демонстрировать положительный результат в каждой встрече. Но победы не спасали тройку лидеров от критики со стороны руководства и тренерского штабы за невнятную игру. Они обвиняли сильнейшее звено национальной команды в излишнем эгоизме, отсутствии игры в пас. А в определенный момент даже посадили на лавку мозг всего звена — Владимира Петрова. Дополнительную сложность создавал тот факт, что теперь соперники относились к нашим героям как к настоящим лидерам и играли против них персонально. Трио пыталось упростить игру и обойтись без фирменных комбинаций, но даже после этого эффективность их действий не возрастала.
«Мы все понимали. Понимали, когда корят нас «по делу», когда «для педагогики». Старались. Пот катил ручьями. И в игре, и на тренировках. Каждый матч мы играли на пределе своих возможностей. Все как будто было при нас, а игра не шла. Пропала свежесть. Видимо, настал спад спортивной формы, через который проходит каждое звено, каждая команда. И этот спад пришелся у нас на дни чемпионата. И вызван или ускорен он был нашим чрезмерным волнением. Все началось в первом же матче со сборной Финляндии. Еще накануне, на тренировке, тренеры хвалили нас, а наутро… Как вы думаете, можно разучиться играть в хоккей за одну ночь? Причина, как я сейчас хорошо понимаю, была довольно проста. Нам очень хотелось доказать, что мы не временщики. Именно потому мы перебарщивали в своем рвении», — рассуждал Валерий Харламов.
К счастью для тройки Петрова и сборной в целом, со временем им все-таки удалось найти свою игру. Решающие матчи чемпионата мира они провели на достойном уровне и помогли сборной СССР завоевать восьмое золото мирового первенства кряду. В конце концов турнир в Швеции завершился для них с приличным показателем в 19 заброшенных шайб на троих. Но попасть в символическую сборную и получить какие-либо индивидуальные награды им так и не удалось — организаторы турнира не смогли пройти мимо той нестабильности, которую демонстрировали главные звезды советской команды.
Свежие комментарии