На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российский биатлон — без денег, рейтингов и побед. Инструкция от Фуркада, как все исправить

Биатлон в России стремительно теряет статус главного зимнего вида. Еще два года назад в списке десяти самых популярных спортивных передач было сразу пять биатлонных трансляций.

Интереснее всего для телезрителей тогда был женский масс-старт на чемпионате мира, с рейтингом 4,6% и долей 14,8%. Это второе место в общем топе. На первом был хоккейный матч между Канадой и Россией (рейтинг — 6,6%, доля — 28,4%).

В десятке лучших по итогам 2019 года биатлона нет. Топ по-прежнему возглавляет хоккей. Четвертьфинал чемпионата мира с участием России и США собрал привычно высокие долю (26,8%) и рейтинг (6,6%). На втором месте — трансляция боя Нурмагомедов — Порье. С других позиций биатлон вытеснило фигурное катание. А в середине декабря больше внимания было у лыжных гонок, которые традиционно держались в тени.

В рейтинге самых успешных спортсменов России биатлонисты не попали даже в лонг-лист. Нынешней сборной отчаянно не хватает побед (из достижений — бронза Елисеева в Эстерсунде и серебро и бронза Логинова в Хохфильцене) и обаятельного лидера.

Sport24 изучил опыт Мартена Фуркада, одного из самых успешных биатлонистов в истории, и составил для россиян инструкцию по спасению собственного бренда.

Деньги и спонсоры

По меркам профессионального спорта биатлонные звезды в принципе зарабатывают немного. Призовой фонд Кубка мира — меньше €5 млн. Призовые выплачивают спортсменам, занявшим места с 1-го по 20-е. За победу в личной гонке можно получить €15 тыс. Попадание в топ-20 стоит €500. Команде, выигравшей классическую эстафету, заплатят €24 тысячи, одиночную смешанную эстафету оценивают скромнее — в €12 тыс.

Есть еще отдельные бонусы за майку лидера: 1000 евро — за желтую и 800 евро — за красную. И — за результат по итогам всего сезона: €28 тысяч за первую строчку в общем зачете Кубка мира и €50 тыс. за лидерство в Кубке наций (в этом случае деньги достаются национальной федерации, и она решает, как распределить средства между своими спортсменами).

Для сравнения: общий размер выплат участникам футбольных еврокубков в сезоне-2019/20 составляет порядка €2,55 млрд. Так, например, «Локомотив» и «Зенит» получили по €15,25 млн только за участие в групповой стадии Лиги чемпионов.

Российские биатлонисты о таких суммах не могут даже мечтать. Самый успешный из россиян прямо сейчас — Александр Логинов. За весь сезон-2018/19 он заработал чуть больше €150 тысяч, закончив его на втором месте в общем зачете Кубка мира.

Мартен Фуркад в свои лучшие годы зарабатывает порядка €400 тыс. За всю карьеру накопилось чуть больше €1,5 млн. Это — только официальные призовые. Еще один важный источник дохода — спонсоры. Их количество сильно зависит от титулов и спортивных достижений (после олимпийского золота Сочи-2014 интерес к Фуркаду, по данным L’Equipe, вырос в среднем на 20-30%), но не только от них. Большое значение имеет степень вовлеченности спортсмена в рекламную активность.

Пример Фуркада в этом смысле очень показателен:

«Я не стал дожидаться звания олимпийского чемпиона и заранее организовал свою команду для сопровождения всего, что прямо не относится к спорту. Поэтому и оказался готов к потоку деловых предложений, последовавших за Играми в Сочи, — объясняет Фуркад в своей автобиографии. — В 2010 году я основал свою компанию для того, чтобы отделить призовые, заработанные в гонках, от денег, которые я надеялся получить от спонсорских контрактов. Эта фирма также позволяла мне платить зарплату людям, которые на меня работали».

Один из важнейших людей в команде Мартена — Дельфин Верейден.

«Дельфин — адвокат, а не агент, и это меня устраивает. Мне нужен не человек, который ищет для меня спонсоров, а профессионал, который может сопровождать сделку и выполнять роль консультанта. С того момента, как договор подписан, работа Дельфин с моими партнерами окончена, и я принимаю эстафету общения со спонсорами на 100%. Я оплачиваю ей почасовую ставку, а не проценты с контракта. В такого рода делах мне не нравится принцип оплаты в процентах от сделки, он заставляет агентов искать как можно большие суммы контрактов, независимо от их качества. Это не наша с Дельфин философия.

На самом деле мои предложения для спонсоров сейчас очень разнообразны, так что все довольны. Это может быть съемка рекламы или использование моего образа, как в случае с MGEN, либо встречи с сотрудниками предприятия-спонсора. Я люблю такую форму сотрудничества, когда чувствую, что мой рассказ интересен аудитории и может быть ей полезен, например, в отношении мотивации. Спортсмен высокого уровня — звучит круто, но если ты говоришь только о спорте, это не будет интересно людям, которые тебя слушают».

Такой подход заинтересовал многих. В числе главных спонсоров — экипировщики Rossignol и Julbo, автомобильный гигант BMW, производитель сыров Entremont и другие — всего порядка 10 партнеров. Сам Мартен инвестирует свои средства только в один проект — ресторан обладателя двух мишленовских звезд Кристофа Арибера недалеко от Гренобля, в местечке Урьяж.

Российские биатлонисты потратили часть этого межсезонья на разбирательства с СБР — стороны никак не могли подписать трудовые соглашения. Один из спорных моментов — как раз взаимоотношения с потенциальными партнерами. По словам Александра Логинова, он несколько лет не мог вести переговоры с ними, потому что не понимал, как сможет отработать контракт.

«У нас есть одно место для личных спонсоров на винтовке, — объяснял спортсмен в интервью Sports.ru. — У меня, например, есть спонсор, который поддерживает меня 6-7 лет, — компания «Технониколь». Ко мне обращаются другие спонсоры, спрашивают про рекламные места, но мне им нечего ответить. Есть 450 квадратных сантиметров на экипировке — там можно разместить 9 спонсоров. СБР уверяет, что все 9 у них есть».

Ближе к началу сезона федерация все же договорилась со своими спортсменами. Правда, на количестве и качестве спонсорских активностей это пока никак не сказалось. Чтобы зарабатывать на уровне мировых лидеров, российским биатлонистам нужны не только победы, но и другой подход к построению собственной карьеры, в том числе — за пределами трассы.

Имидж и допинг

Печально, но факт: современный российский биатлон ассоциируется только с Дмитрием Губерниевым. Рейтинги его авторской программы выше, чем просмотры самих гонок.

Дело не только в падении спортивных результатов. Команда живет в закрытом режиме. Любая встреча с журналистами для спортсменов из сборной России — утомительная обязанность. Здесь тоже есть чему поучиться у Фуркада. Так, межсезонье он часто проводит в компании журналистов Stade 2, съемочная группа сопровождала его даже во время подготовки к Олимпиаде в Сочи.

«Некоторые рассматривают работу со СМИ как неудобство и даже подставу, но у меня так не было никогда, — пишет Мартен. — Естественно, меня предупреждали, что мой имидж может быть искажен журналистами, если я перестану за ним следить. Но я не стремлюсь выдать себя за героя, а хочу показать, кто я есть на самом деле, поэтому такие опасения мне чужды. Думаю, если оставаться самим собой при общении с журналистами, они с меньшей вероятностью исказят мое настоящее «я». Закрываясь слишком сильно, блокируя информацию, добиваешься противоположного эффекта: твой образ начинает жить собственной жизнью и все меньше напоминает реальность. К тому же, полагаю, если быть естественным, милым и приятным с людьми, у них будет меньше желания говорить о тебе плохо. И наоборот, спортсмен, который всем отказывает, в итоге поплатится за это, когда дела у него пойдут хуже».

Работа со СМИ для российского биатлона сейчас критически важна. Странно и не очень дальновидно хранить молчание в ситуации, когда у команды практически нет результатов, зато хватает внутренних скандалов и конфликтов. А СБР ограничен в правах из-за обвинений в систематических нарушениях антидопинговых правил. Все это отталкивает от спортсменов не только болельщиков, но и потенциальных спонсоров, особенно — глобальных. Никто не хочет ассоциировать свой бренд со скандалами и обманом.

50 самых успешных спортсменов России. Рейтинг Sport24 и PwC

Спортивные трансляции в хорошем качестве — на платформе Wink

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх