На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«На арене «Зенита» поле в центре внимания, а на «Динамо» ты не в своей кастрюле». Уткин — о новых стадионах

30 июня в Уфе прошел первый международный форум урбанистики «Территория будущего. Взгляд из сердца Евразии». Соорганизаторами форума выступили Правительство республики Башкирия и Московский центр урбанистики.

Участники форума пришли, чтобы обменяться знаниями с международным профессиональным сообществом, заметной частью которого становятся и российские специалисты. Здесь обсудили проблемы малых городов, использование больших данных и цифровизации в управлении городскими процессами, вопросы обустройства городской среды, комфортной жизни старшего поколения горожан, развитие научных центров и университетов. Одной из самых популярных сессий форума стала сессия «Какой стадион нужен городу».

Современный стадион — это не только спортивный объект, но и общественное пространство, которое становится важным элементом городской среды. Обновление или строительство стадиона — значимый вклад в комплексное развитие территорий с учетом интересов горожан, местных властей, крупного, среднего и малого бизнеса.

• Как сделать стадион символом города?• Какой проект будет привлекательным для инвесторов?• Как сделать стадион центром жизни спортивных болельщиков, горожан и туристов?

На все эти вопросы попытались ответить участники мероприятия.

О самом важном на стадионе

Одним из спикеров форума выступил известный футбольный комментатор Василий Уткин, который поделился своими впечатлениями от визитов на новые арены. Главная особенность, которую отмечает для себя Уткин на стадионе, это комфорт для зрителя.

«После того, как мы все напряженно следили за тем, построят или нет, какой будет итоговая сумма, я посетил стадион «Газпром Арена». Это было своеобразное поле чудес. Я — человек по жизни достаточно скептически настроенный, это мой способ смотреть на мир. И когда я оказался на этом стадионе, я обо всем забыл. И разумеется, это произошло не потому, что там были какие-то удивительные пирожки и не потому, что меня там развлекали три часа до матча.

⚽️ Конкурс прогнозов на РПЛ: выиграй майку любимого клуба, футбольный мяч или денежный приз >>>

Я должен сказать о главном: там было тепло. У этого стадиона с удивительным отрывом лучшая в России чаша. Там все устремлено на поле, поле абсолютно в центре внимания. Я хотел бы пожелать ставить это, в частности, во главу угла.

Перед новой ареной стоит очень много функциональных задач. Например, в недалеко находящейся Казани немного увлеклись: получился трансформер. Они там то бассейн сделают, то бег наперегонки. А во главе угла все-таки должен стоять футбольный клуб.

Со стадионом «Динамо» другая история — там очень много всего. Внутри него сидишь и чувствуешь себя не в своей кастрюле. Столько лишнего места, непонятно, куда нужно смотреть. Там, наверное, очень хорошо было бы бал проводить. А вот футбол — не очень», считает Уткин.

В качестве примера обратного эффекта комментатор привел нефутбольную историю.

«Самая долгоживущая по-прежнему успешная телепередача на нашем ТВ «Что, где, когда» никогда не снималась в помпезной студии. У нее никогда не было декораций, эту программу создал театральный художник, и в этой программе все устремлено на стол. Стол — это центр притяжения. Там поэтому должна быть теснота.

Не нужно задвигать, сколько людей стадион должен вмещать — все это произвольно. Знаете, когда на этот стадион будут хотеть попасть и не всем хватит места, это гораздо важнее, чем возможность собрать всех зрителей на ЦСКА и «Спартак». Но самое главное, чтобы этот стадион был именно для футбола. И отсутствие беговых дорожек еще не делает его исключительным. Я не знаю, каким образом достигается этот удивительный эффект концентрации — на стадионе в Санкт-Петербурге просто невозможно смотреть по сторонам».

Арена — лицо города

Стадион, по мнению Уткина, — это лицо города как наиболее показываемое место, пусть и на определенную аудиторию.

«Стадион в Краснодаре сумел стать центром притяжения, при этом не располагаясь в центре города. То есть здесь на самом деле не существует единого решения. Если стадион успешен, он сам по себе является точкой притяжения. Именно это позволяет европейским городам пристраивать к ним торговые центры. Из-за этого отпадает проблема с большим количеством парковок. Но это тоже все не очень существенно.

Уфа, где тоже планируется построить новый крытый футбольный стадион, представляется городом, в котором вполне достаточно свободного места. Градостроительная концепция позволяет построить любой стадион. Необязательно центровать стадионы на Волге. Для многих категорий людей важно иметь возможность заниматься спортом недалеко от дома. Кроме того, относительно коммерческой недвижимости внутри стадиона — хорошо сдавать ее не только муниципальным организациям, так как, имея проблемы с финансированием, они не самые надежные арендаторы», — рассуждает Уткин.

При этом, по мнению футбольного эксперта, у Уфы есть другое большое достижение: в данный момент город точно знает, зачем ему нужен стадион.

«В Уфе есть команда, которая вызывает интерес потенциального западного инвестора. При этом в Уфе нет своего стадиона, а на матчи ходит менее тысячи болельщиков. Что это значит? Значит, что клуб «Уфа» привлекает своим профессионализмом. Означает, что здесь есть качественный скаут, команда показывает неплохие результаты. Я, конечно, понимаю, что в России профессиональная футбольная команда вряд ли может жить за свой счет. Тем не менее, как мне представляется качественная профессиональная работа — это уже очень серьезное достижение. Профессионализм людей — наиболее важная гарантия», — считает комментатор.

Кроме того, всегда нужно помнить о правильном месторасположении стадиона.

«В Копенгагене и Барселоне построены по дороге из аэропорта, что совершенно логично. Центры притяжения — одна из самых понимаемых концепций. Сейчас цели «Уфы», а также цели города и региона (так или иначе они содержат клуб), совпадают. Место клуба в российском футболе уже заметно, он становится иконой стиля: надо играть в футбол, который привлекает зрителей. Это совпадает с задачей скаутов».

В России многие стадионы были построены в связи с необходимостью — например, чемпионат мира или Олимпиада, и для этого была использована масса резонов — использование для социального развития той или иной территории, но по факту сейчас все упирается в эксплуатацию, гигантские счета и так далее. Тем не менее, у современных клубов и городов есть прекрасная мотивация — в том, что они это делают сами для себя.

Стадион как проект компании

Об интеграции стадиона в городскую среду и одновременно использовании его как корпоративного проекта знает все руководитель ГК Инград Кирилл Гриднев. Он рассказал об опыте реконструкции стадиона московского «Торпедо» на Восточной улице.

«Наш стадион — городской, он находится внутри города на освободившейся территории. Мы находимся на территории бывшей старейшей промзоны столицы. Здесь было несколько крупных производств: братья Нобели, Пухов», — рассказывает Гриднев.

«Территория большая, но устаревшая, несмотря на то, что находится всего в пяти километрах от Кремля. Когда «Инграду» достался этот участок, мы сразу поняли, что стадион на этом месте останется, что это душа района. Обновленная арена должна продолжить местные традиции. В данном проекте нам удалось согласовать распределение прав и обязанностей между городом и инвестором, так как качественный продукт можно сделать только при таком взаимодействии. Город строит здесь дорогу, школу, займется берегоукреплением, мы берем на себя не только реконструкцию центральной спортивной арены и территории вокруг стадиона. Мы строим современный ФОК, реорганизуем территорию вдоль Симоновской набережной с учетом создания новой комфортной среды в районе. Очень важно сохранять баланс интересов всех участников еще на моменте планировки территории», — сообщил представитель компании.

«Стадион — сердце нашей Восточки. Мы начинаем работать над его реконструкцией уже в этом году и к 100-летию клуба «Торпедо» весь кластер будет полностью построен. Работы начаты в прошлом году».

Стадион «Торпедо» имени Эдуарда Стрельцова включает в себя не только чашу — это большой спортивный комплекс, прилегающий к территории, где располагаются три спортивные школы и база одного из старейших ФК России.

«Арена — ключевой элемент общей территории. Наша цель сделать эту локацию местом формирования эмоций», — отмечает Гриднев.

Набережная также станет местом движения и источником эмоций от спортивной и развлекательной инфраструктуры. Благодаря ей застройщик планирует создать уникальные рабочие места для района.

«Количество занятых увеличится в несколько раз. Например, мы планируем сдавать скай-боксы на постоянной основе, их круглосуточно должен обслуживать персонал».

В рамках реконструкции территории до конца 2020 года будет введен в эксплуатацию новый ФОК для секций бокса и борьбы, футбольной ДЮСШ. На территории бывшей нефтебазы и рядом с ней будут созданы два новых комфортных жилых квартала с общественной и благоустроенной территорией. Жилые кварталы как бы отделены от общественных территорий и спортивного кластера.

Таким образом, не только сам стадион, но и вся прилегающая к нему территория будет задействована полностью, станет функциональным его продолжением.

«Наши клиенты давно пересмотрели отношение к жилью. Люди покупают не квадратные метры и классную локацию, а образ жизни, качественно новый уровень комфорта. Здесь мы предлагаем фабрику эмоций, место силы», — подытожил Гриднев.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх