Что такое «паненка», летом 2018 в России узнали даже домохозяйки. Неудачный удар Федора Смолова в послематчевой серии пенальти с Хорватией вошел в историю. Неудивительно, что после той истории Смолов долго приходил в себя. «Паненка» — это испытание не только мастерства и нервов, но и удачи. Удар в этом стиле считается самым издевательским из всех, что вообще можно нанести при пробитии 11-метрового.
А когда в 1976-м году футболист сборной Чехословакии Антонин Паненка впервые исполнил этот прием, все были просто в шоке.«Паненкой» такой удар с пенальти начали называть после финала Евро-1976 Чехословакия — ФРГ. В том матче немецкая сборная считалась фаворитом, однако пропустила два мяча уже к 25-й минуте. 0:2 не сломили сборную ФРГ — на 29-й минуте Дитер Мюллер отквитал один мяч, а на 90-й Бернд Хельценбайн после ошибки вратаря чехословаков Иво Виктора сравнял счет. В дополнительное время никто забить не сумел, и матч дошел до серии 11-метровых, первой в истории чемпионатов Европы.
Первые три удара обе команды четко реализовали, но четвертый пенальти смазал один из лидеров сборной ФРГ и будущий президент «Баварии» Ули Хенесс. Пятый решающий удар пошел бить 27-летний полузащитник пражского «Богемианс» Антонин Паненка. Что было дальше — история.
Паненка обескуражил своим ударом вратаря немцев Зеппа Майера, который после того случая никогда не разговаривал с Антонином и избегал общения с ним. По словам самого Паненки, позже ему намекнули, что, если бы он не забил тогда, за пижонство и неуважение к коммунистической системе его могли отправить на рудники.
«Я попросил тренеров поставить меня бить пенальти последним, — вспоминал он. — Мое решение не было спонтанным: я тренировал этот удар два года. Исполнял его на тренировках, в товарищеских матчах, в чемпионате и кубке страны. Ключевым было то, что о моем фирменном трюке никто не знал. Я был уверен на тысячу процентов, что забью. Планировал пробить так еще в полуфинальном матче с голландцами, но там дело до 11-метровых не дошло. Мне было предначертано судьбой пробить так в финале. И это стало вишенкой на торте чемпионата Европы-1976».
Сам удар Антонин начал отрабатывать намного раньше. Как-то он не забил два пенальти подряд в одной игре и решил поработать над этим элементом. После тренировок он оставался на поле с вратарем «Богемианса» Зденеком Грушкой, который обладал чудовищной реакцией и отбивал почти все пенальти. Тогда Паненка решил, что надо придумывать что-то новое, чтобы вернуть проигранный в спорах с Грушкой шоколад и пиво.
«Я понял, что, если ударить слабо и по центру, прыгнувший в угол вратарь не успеет переложить центр тяжести и не сможет отбить удар ногами. Ведь чаще всего голкиперы заранее выбирают сторону, в которую будут прыгать. Плюс дело в психологии: если вратарь пропустит с пенальти, не дернувшись, все спросят, почему он остался стоять столбом. Потому чаще всего вратари прыгают по углам. Надо всем видом показать, что ты будешь бить в угол. А еще нужен долгий разбег, чтобы оценить движения кипера. Если все сделать правильно, вы точно забьете».
Антонин настолько натренировал такой удар и так часто обманывал вратаря, что, по собственным словам, даже начал набирать вес.
Вратарь сборной Чехословакии Иво Виктор позже рассказывал, что серии пенальти и удара Паненки не было бы, если бы не его ошибка на последних минутах финала с ФРГ. С тех пор Виктор шутит, что Паненка обязан знаменитостью его фейлу.
«Я не думал, что он позволит себе такое, — вспоминает Иво Виктор. — Он ведь легко мог пробить выше ворот. Но Антонин тогда был в такой форме, в такой эйфории, что он просто попробовал это сделать. Он заявлял, что лучшее место, куда целиться — это середина ворот, что вратарь не выдержит стоять на месте, что он дернется в сторону».
Пеле сказал, что тот, кто исполняет пенальти таким образом, либо гений, либо сумасшедший. А защитник сборной ФРГ легендарный Франц Беккенбауэр подчеркнул: на такой удар может решиться только настоящий чемпион.
«Я немного «ревнивый» к этому памятному удару, потому что я отличился не только тогда. Я сыграл много других отличных матчей, но пенальти в Белграде все перекрыл. Что поделать, теперь он навсегда связан с моим именем».
Антонин Паненка
Свежие комментарии