Как прекратили травлю?
Поражение сборной СССР от чилийцев на чемпионате мира 1962 года стало очень болезненным. Мало кто мог предположить, что команда Льва Яшина, Виктора Понедельника и Валентина Иванова оступится в четвертьфинале. Но сборная Чили совершила громкую сенсацию, оставив советских футболистов без медалей.
После вылета команда СССР попала под жесткий гнет критики. Особенно досталось Яшину, которого сделали крайним в поражении. Лев Иванович тяжело переживал ситуацию и даже мог закончить с футболом. Но его спас Виктор Понедельник. Каким образом?
Яшина и Иванова сделали козлами отпущения
Информацию о ходе чемпионата мира передавали 20 журналистов, которые были командированы в Чили. Правда, большинство из них ехали не ради заметок — по сути, они были сотрудниками КГБ под прикрытием. «Как сошли они с трапа в аэропорту, так вплоть до отлета в Москву мы их больше нигде не видели», — вспоминал Виктор Понедельник в интервью «Спорт-Экспрессу».
Но поражение от чилийцев этими журналистами муссировалось очень сильно. Причем анализа как такового не было — команду просто обвинили во всех смертных грехах, что было в стиле той советской эпохи. Общественное мнение было сформировано — теперь граждане СССР были готовы разорвать Льва Яшина и Валентина Иванова, которых сделали козлами отпущения.
Великий вратарь, который пропустил два роковых гола от чилийцев, был в шоке. Внезапно к нему подоспела подмога в лице Анатолия Софронова — известного писателя, главреда журнала «Огонек» и болельщика московского «Динамо». Он очень переживал за Яшина и решил ему помочь.
Виновата вся команда
Позже Виктор Понедельник вспоминал, как Софронов взялся за исправление ситуации. Первым делом он позвонил Владимиру Понедельнику — ростовскому журналисту и отцу футболиста. В разговоре представитель «Огонька» выдвинул интересную идею.
— Софронов неожиданно предложил: «Попроси Витю написать материал о чемпионате мира в Чили. Пусть расскажет всё, что там происходило», — вспоминал Понедельник.
Идея была горячо поддержана, и Виктор с рвением сел за работу. На выходе получился огромный материал, который занял целый разворот в «Огоньке». В нем была выдвинута кардинально противоположная точка зрения на провал в Чили.
Общественность впервые узнала, что, оказывается, Лев Яшин выходил на роковой матч с сотрясением мозга — его он получил аж два раза за короткое время. Но не только великий вратарь пострадал в Чили. В первом же матче травмировались Эдуард Дубинский и Слава Метревели, а Владимир Маслаченко, Геннадий Гусаров и Виктор Серебряников выпали из обоймы еще до начала ЧМ-1962. Фактически сборная СССР играла в 17 человек, что было крайне мало даже по тем временам.
— Сказались и тактические просчеты, — писал Понедельник. — Большинство команд уже перешло на систему 4-2-4, а мы играли «дубль-вэ» с тремя защитниками и пятеркой форвардов. Отчасти это объясняется тем, что сборная проводила мало международных матчей.
Понедельник прямо заявил, что Яшин и Иванов не виноваты в поражении. Ответственность за результат несет вся команда. Несмотря на объективные факторы в виде травм и не совсем честного судейства, каждый игрок сборной СССР чувствовал свою вину в вылете.
Яшину спасли карьеру
Статья в «Огоньке» произвела эффект разорвавшейся бомбы. По сути, Понедельник выложил всю правду, которая обезоружила общественность. После выхода материала отношение к Яшину изменилось — для всех он стал не изгоем, а чуть ли не героем. Фактически его карьера была спасена: потом были возвращение в сборную СССР, «Золотой мяч» и международное признание в качестве величайшего вратаря.
Понедельник признавался: никто, кроме Софронова, не рискнул бы публиковать такие подробности. Но главред «Огонька» был тем человеком, который мог решать многое. «Софронов дружил с зятем Хрущева — Аджубеем, был членом ЦК КПСС и вообще достаточно влиятельным лицом», — вспоминал футболист.
Свежие комментарии