Спортивная тематика — явно не то, с чего обычно начинаются заседания на Петербургском экономическом форуме, куда нередко приезжают первые лица государств. Но в 2016-м пленарное заседание началось именно с футбола, точнее околофутбола.
«Сейчас идет чемпионат Европы, но уже меньше внимания на футбол обращают, чем на драки болельщиков.
Очень печально, и я сожалею об этом. Драка российских болельщиков с английскими — это безобразие полное. Я, правда, не понимаю, как 200 наших болельщиков «отметелили» там несколько тысяч англичан», — так президент России Владимир Путин отреагировал на побоище в Марселе.Весь день: до, во время и после матча Россия — Англия фанаты обеих стран то и дело устраивали массовые и не очень драки при полном попустительстве правоохранительных сил портового города.
«Такой лояльной полиции давно не видели. На прошлом чемпионате Европы в Польше на нас постоянно прыгали поляки, за день успели подраться несколько раз, а полиция всех вязала крайне жестко. В Марселе же все было очень похоже на фильм «Такси» и другие комедии о французской полиции: из автобусов выбегают спецназовцы со щитами, у всех испуганные глаза, спотыкаются друг о друга, падают. Обычные полицейские просто стояли в стороне и наблюдали. Говорили, что они просто недолюбливают англичан — и закрывают глаза на то, что русские тех бьют», — рассказывали участники событий The Flow.
Очевидцы отмечали, что русский ОМОН в такой ситуации разогнал бы всех очень оперативно и жестко — выцепили бы нескольких самых активных человек из первого ряда и все закончилось бы очень быстро. Франция к такому не готова.
«Во-первых, была провалена работа, которой обычно занимаются оперативники, — отмечали фанаты. — У нас бы всех разделили еще на месте сбора. Здесь же французские мусора появились на площади. У нас сразу кричат: «Расход!» — и все поодиночке уходят по дворам и переулкам, потому что уверены, что будут брать. А те стоят вдалеке, смотрят и ничего не делают.
При такой работе полиции эти 200 человек могли бы захватить город. Причем, реально серьезных бойцов среди них было человек 30-50».
«Все что произошло во Франции — это в первую очередь полная неготовность страны к проведению столь массового спортивного мероприятия — говорит автор ютуб-шоу о фанатском движении «В Движе» Антон Дорофеев. — Говорю это как человек, который занимался этим на своей должности, работая в «Динамо» с болельщиками — я в том числе участвовал в обеспечении проведения матчей.
В Марселе мы увидели тотальную неспособность сил правопорядка сделать это. Причем как по отношению к приезжим болельщикам, так и по отношению к местным жителям».
***
Оценки на тему того, кто начал побоище естественно разнятся. Первые сообщения на лентах спортивных медиа были скупы на подробности: «Российских хулиганов было около 150-200 человек, англичан — несколько тысяч. Состоялось около шести локальных драк, во всех победили россияне. Несколько русских пострадали, на машинах скорой помощи их доставили в больницу, их состояние неизвестно. Англичан пострадало очень много.
Полиция вела себя очень тактично, перекрыв боковую линию. В столкновения полицейские не вмешивались. Русские после очередного «прогона» англичан решили просто рассредоточиться и уйти из порта».
Англичане сразу же заявили о страшных и хорошо организованных русских, которые набросились на мирно стоящих английских болельщиков: «Для драки они надели капы, на некоторых были английские клубные майки. Пришли они туда, чтобы «уделать» англичан. И это были крепкие, дюжие парни. Людей били по головам бутылками, лупили дубинками. Я, например, просто искал своего 24-летнего сына. Внезапно появились русские — человек 300. Они просто пошли сквозь толпу английских фанатов, которые стояли и пели, — рассказывает он. — И русские начали бить всех, кто попадался под руку».
Один набросился на меня с кулаками, я увернулся и ударил его, чтобы защититься. Я был вынужден. И тут кто-то сунул мне в руку биту. Я сегодня в расстройстве. У меня билеты на полуфинал, и с ней я бы не приехал. Позже, когда мы шли на матч, группа местных жителей начала в нас плеваться. Мы сказали им, чтобы они прекратили, но они стали угрожать нам ножами. Полиции нигде не было».
Другой фанат так описывал «зверства» фанатов из России: «Я был там с десятью другими болельщиками. Мы находились около бара Queen Victoria в районе Старого порта и пили пиво. Затем появилась толпа россиян — человек 300-400, не меньше. Один из них ударил меня бутылкой по голове, а когда я зашатался, он ударил меня в лицо кулаком. Понятия не имею, сколько человек меня били.
Они окружили меня со всех сторон. Я пытался убежать, но меня сбили с ног. Они, должно быть, били меня ногами, потому, что у меня сломаны ребра. Похоже, что они были хорошо организованы. Меня отвезли в больницу. Очнулся в машине скорой помощи, весь в крови. У меня украли кроссовки, бумажник со 100 фунтами и iPhone 6. Если это они так развлекаются, то все ясно».
Впрочем, журналист Дмитрий Егоров, который вел трансляцию с места событий: описывал события несколько иначе:
«За две недели до старта Евро ко мне обратились из британской прессы: хотели узнать, как русские фанаты будут вести себя на Евро. Вопросы были простые: будут ли русские бить англичан и станет ли это политической акцией? Если сжать ответ, то он получился таким: бить будут, но к политике это не будет иметь никакого отношения. Причины казались другими. Во-первых, российский околофутбол рос на британской культуре, но не имел возможности показать родоначальникам, «кастрированным» Маргарет Тетчер, кто сейчас главный. Во-вторых, волнующе выглядело соприкосновение с местным мусульманским активом «Марселя». В-третьих, во Франции, в отличие от Польши, русские фанаты должны были объединиться в одну группу.
День матча начался с экспансии. Центр Марселя поменял флаг и крест с бело-голубого на бело-красный. Территорию британцы помечали баннерами от клубов АПЛ до любителей из «энных» дивизионов. Здесь много пили, красиво пели и уныло задирали полицию. Для атмосферы Евро это было хорошо и весело. Для британцев и самого Марселя — слишком вольготно и расслабленно. Одни чувствовали себя королями другого города и накачивались до безумия, не подозревая о последствиях. <…>
Начинали беспорядки вовсе не русские. Первыми за свою территорию встали мусульманские хулиганы «Марселя». Маленькие, щуплые, но злые, они действовали острыми набегами, используя подручные материалы, после чего разбегались по всей территории. Подпитые и ленивые британцы не понимали, кому отвечать, и нарвались на французскую полицию.
Последователей комиссара Жюва, а иначе в этот день их сложно назвать, на самом огнеопасном месте было не больше 50. Сначала они отвечали слезоточивым газом, а потом и вовсе решили отойти к яхтам, разрешая беспорядки. Хотя сам город был благословлен на жесть еще раньше — минимум из-за отсутствия ограничения на продажу алкоголя. Бутылок могло хватить на половину голов Марселя. Русские подошли к драке чуть позже. Маленькие группы начали действовать по всему городу, зачищая каждый паб на пути»
Позднее драка произошла и на самом «Велодроме» во время матча, который завершился вничью — 1:1.
«Никакого центрального штаба в Москве или еще где-то в России, где обсуждалась бы заранее подготовленная акция в Марселе, конечно же, и близко не было — рассказывает Дорофеев. — Да, многие туда поехали, имея ввиду, что что-то может случиться, но целенаправленного плана по дракам не было. Просто приехав туда, наши ребята столкнулись с традиционно свинским поведением товарищей из Англии, известным на протяжении всей истории футбола.
Сначала были единичные случаи: например, ты идешь по городу, а твою девушку или жену такое вот пьяное животное трогает за филейные части тела или же просто в тебя прилетает бутылка. Ну и естественно вы с друзьями, которые способны отвечать на такие поступки, решаешь: «А доколе мы будем это терпеть?» Вот и все.
Ментальность англичан — это дома вести себя как порядочные клерки, а потом уезжать от жены на футбол, писать вокруг себя на улицах, раскидывать вокруг себя мусор и думать, что этого никак не заденет окружающих. А в ментальности русского человека, несмотря на то, что многие из нас — люди православные, нет такого, что мы терпим подобное поведение вокруг себя. Мы отвечаем».
***
Практически сразу после побоища английские медиа обвинили в организации драки Кремль и чуть ли не лично президента. «Немалое число россиян, участвовавших в нападениях на британских и других болельщиков в Марселе и Лилле, уже опознаны — как представители российских силовых структур. И это фактически санкционированное Путиным хулиганство является новым актом продолжающейся российской гибридной войны», — писала The Guardian.
Дорофеев: «Специальные отряды Владимира Владимировича, которые были отправлены в Европу — это заходит только совсем уж примитивным таблоидам. Мы же понимаем, что это просто смешно? Тот же Василий Степанов по прозвищу Киллер — один из героев нашумевшей и очень странной документалки ВВС, вышедшей перед ЧМ-2018 — откровенно угарал во время съемок над журналистом, рассказывая ему все эти истории про Марсель. Но они были приняты за чистую монету и растиражированы английской прессой.
Околофутбольная субкультура, пусть и имеет какие-то единичные привязки к власти, асоциальна. После Евро как раз и начались репрессии по отношению к фанатам. После шутки Путина про то как пара сотен наших гоняет тысячи англичан, казалось, что все будет нормально. Но нет, скорее последовала непубличная, но директива очень жестко поступить со всеми, кто там участвовал. Ребят, точно тут не встречали как героев, многие лишились работы. После Марселя явно не без участия власти субкультура получила новый виток закручивания гаек, опять же, несоразмерный с тем, что произошло».
***
Через несколько дней после всех событий трех фанатов из России приговорили к заключению на сроки от года до двух, еще два десятка болельщиков депортировали из страны. Но самые суровые сроки получили Михаил Ивкин и Павел Косов — 3 или 10 лет заключения за нанесение тяжких телесных повреждений англичанину Эндрю Бэйчу.
По версии свидетелей-полицейских, на показаниях которых строилось обвинение, англичанин не успел убежать из-за того, что был крайне пьян и оказался среди пятерых российских болельщиков — они избили и кидались различными предметами: Ивкин кинул стулом, Косов ударил по голове и добивал упавшего. Личности других трех избивавших установить не удалось.
Медицинский эксперт заявил в суде, что травмы британца похожи на те, которые получают после падения с 8-метровой высоты — Бэйча спасли действия все тех же полицейских, которые вовремя вызвали скорую и сделали массаж сердца.
Сторона защиты заявляла о том, что это была обычная драка. «Согласно официальной и выдуманной версии, английских болельщиков атаковали русские хулиганы. Но это не так. У нас нет других русских, поэтому мы задержим этих. Есть видео, на котором видно, как Косов наносит британцу удар по касательной. По нашему мнению, в этом и заключается слабая сторона обвинения. То есть задержаны и обвинены должны быть другие лица, которые действительно наносили удары», — заявлял адвокат Косова Ален Дюфло. Обвиняемые подтверждали — была обычная самооборона. В противном случае, избить могли уже их.
Ивкин вышел на свободу в январе 2021-го, Косов продолжает отбывать наказание во французской тюрьме.
Большое интервью Михаила Ивкина после освобождения
Дорофеев: «Приговор абсолютно неадекватен. Да, они участвовали в массовых беспорядках, но задержаны были только граждане России, а полученные ими сроки несоразмерны их поступкам. Желание подраться, бросание посторонними предметами — все это было с обеих сторон. Максимальный срок за такое — явно до трех лет. Здесь же все было максимально преувеличено и однобоко представлено».
Свежие комментарии