Бесславный конец.
Многие наверняка знают Анатолия Тарасова исключительно как тренера, внесшего огромнейший вклад в развитие советского хоккея. При этом чтобы стать приличным специалистом, совсем необязательно иметь за спиной богатую игровую карьеру. Самый яркий пример подтверждения данного тезиса — Джон Купер из «Тампы», который играл в хоккей только на юниорском уровне, зато в качестве тренера выиграл два Кубка Стэнли.
Так что можно подумать, что и у Тарасова не было достойного игрового опыта. Однако это далеко не так.Анатолий Владимирович был не просто хоккеистом. На протяжении всей игровой карьеры он занимал пост играющего тренера. Сначала Тарасова взяли на эту роль в команду ВВС, которая была создана на базе Московского авиационного училища. И опытный спортсмен проявил себя блестяще. Он забросил 14 шайб, став лучшим снайпером первого в истории чемпионата СССР. Однако через год Анатолий Владимирович оказался в ЦДКА, где в дальнейшем и прошла вся его не только игровая, но и тренерская карьера.
Перед началом второго в истории советского первенства спортивные чиновники приняли новое правило. Согласно нему, все команды обязательно должны были иметь тренера. При этом не важно, играющего или нет. По легенде, тогда главная звезда той эпохи Всеволод Бобров предложил кандидатуру Анатолия Тарасова. Легендарный форвард крайне скептически относился к хоккейному таланту партнера, с которым они в тройке с Бабичем в сезоне-1947/48 забили 97 голов. Всеволод очень часто подкалывал Тарасова на эту тему. И тут он тоже не упустил возможности поиздеваться, сказав: «Пусть тренером будет Тарасов, он все равно не умеет играть в хоккей». Хотя, конечно, отношения к реальности эти слова не имели. По меркам середины прошлого века будущий главный тренер ЦСКА был очень приличным хоккеистом.
Руководители московских армейцев прислушались к своему лидеру. Но помимо Тарасова они вынесли на обсуждение еще 4 кандидатуры — Боброва, Виноградова, Бабича и Старовойтова. Первые трое отказались, а последний трудился в Военно-политической академии, поэтому был очень занят и не мог взвалить на себя еще и функции капитана. Зато Анатолий Владимирович согласился.
Следующие семь сезонов Тарасов выполнял роль играющего тренера. ЦДКА в этот период завоевал 3 золотых медали чемпионата СССР — шикарный результат. При этом последнее чемпионство было самым тяжелым. Основную трудность представлял тот факт, что из команды ушел ее главный лидер — Всеволод Бобров. Но Тарасов собрался, забросил 27 шайб и помог армейцам добиться очередного успеха. А всего Анатолий Владимирович сыграл 100 матчей и забил 106 голов. Элитный снайпер!
После трех чемпионств подряд Тарасов принял решение сосредоточиться на тренерской карьере. Да, до 1953 года он числился играющим тренером, но выходил на лед очень редко. Его трансформацию в тренера ускорил один эпизод, после которого Анатолий Владимирович решил окончательно завершить свой игровой путь.
«Из играющего тренера в просто тренера Тарасов окончательно и бесповоротно переквалифицировался по воле Савина, арбитра матча ЦДКА — «Динамо», ставшего для Тарасова-хоккеиста последним. В одном из эпизодов встречи Тарасов, недовольный решением Савина, жестко ему выговорил. Савин мгновенно произнес: «Две минуты!» И Тарасов, давно Савина знавший и в объективности этого арбитра не сомневавшийся, почему-то громко пригвоздил его: «Динамовец!» Савин удалил Тарасова на всю игру. Больше Анатолий Владимирович на площадке в роли игрока не появлялся», — писал Роман Горбунов в книге об Анатолии Тарасове.
Свежие комментарии