На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В провале нового олигарха КХЛ виноват не только Дацюк. Летом «Автомобилист» потерял крутого тренера

Провал «Автомобилиста» на старте нынешнего сезона — не менее резонансное событие, чем победная серия из 18 матчей на старте предыдущего. Что тогда, что сейчас уральская команда играет не на своем уровне. Прошлой осенью команда Андрея Мартемьянова прыгала выше головы, имея вполне очевидные недостатки, тогда как теперь находится за пределами зоны плей-офф вопреки мощному подбору исполнителей. Мы выделили несколько причин, почему команда, которую называли новым олигархом КХЛ, оказалась в глубокой яме.

Дацюк

Вы наверняка уже видели говорящую инфографику наподобие «Автомобилист» без Дацюка и «Автомобилист» с Дацюком». Можно было закрыть глаза на статистику легендарного ветерана, который в 10 матчах набрал 1 очко, если бы не командные результаты. С тех пор, как человек, известный по прозвищу Волшебник, залечил травму и влился в состав родной команды, «Автомобилист» одержал всего две победы: над безнадежным «Трактором» и пребывавшим в глубоком кризисе «Локомотиве». Так себе повод для гордости. Падение уральского клуба и явление Дацюка народу могло быть обычным совпадением, если бы не инсайды, доносящиеся из Екатеринбурга. Наши коллеги уже сообщали, что 40-летний форвард, глубоко обращенный в православную веру, установил в раздевалке «Автомобилиста» собственные порядки. Помимо прочего он запретил употребление мата — явления совершенно обыденного, а порой и остро необходимого в мужском коллективе.

Показательно и то, что с появлением на льду Дацюка резко упала результативность у Найджела Доуса. Капитан «Автомобилиста» был безоговорочным лидером «Автомобилиста», а с пришествием авторитетного ветерана его как отрезало. Кажется, мы стали свидетелями классической истории про двух медведей в одной берлоге. Это касается не только влияния в раздевалке, но и их совместной игры. Парадокс, но у Доуса больше получалось в звене со скромным центром Вячеславом Литовченко, чем со звездой масштаба Дацюка. Держать же Павла Валерьевича за пределами топ-6 стратегически опасно. Мина № 13 может рвануть под Андреем Мартемьяновым в любой момент.

Оборона

Если Дацюк — это новая проблема, преобразовавшаяся из потенциального преимущества, то оборона — это то, во что все пытаются ткнуть носом руководство «Автомобилиста» уже второй год. По большому счету, единственный защитник уровня топ-клуба — это Никита Трямкин. Есть еще Алексей Василевский, в прошлом сезоне активно катавшийся со сборной по этапам Евротура, но старший брат лучшего вратаря мира не прогрессирует. В остальном оборона уральцев — просто мрак. Михаил Мамкин привозит голы в свои ворота чуть ли не в каждом матче. Ужасен Денис Бодров. В межсезонье «Автомобилист» подписал контракты с Рафаэлем Бартышиным и Максимом Березиным — защитниками, которые до этого играли в восточных топ-клубах, но были там на вторых ролях. И если Березин в Екатеринбурге еще более-менее держит уровень, то Батыршин, известный своей «хрустальностью», провел за «Автомобилист» всего пять матчей, после чего получил травму. Но даже за этот небольшой срок он умудрился заработать «-3».

Среди летних приобретений есть Федор Беляков — некогда лидер КХЛ по блокированным броскам, но весь нынешний сезон он проводит в Высшей лиге. На стороне, только не в Учалах, а в финском городе Лахти, играет Александр Щемеров. На предсезонке он не устроил Мартемьянова, а теперь молодой защитник получает вызов в олимпийскую сборную России в статусе игрока «Пеликанс». «Автомобилист» пытался приобрести Вячеслава Войнова, но проиграл конкуренцию «Авангарду». Впрочем, одним только Войновым проблемы не решить. Уральской команде нужно как минимум три защитника уровня Трямкина, причем среди них должны быть как пакмуверы, так и дисциплинированные домоседы. Иначе в плей-офф «Автомобилист» может налететь на лежачий полицейский уже на стадии первого раунда. Почему бы вместо одного из иностранных нападающих не подписать классного защитника-легионера?

Второй вратарь

Беды «Автомобилиста» не сводятся только к токсичному влиянию Дацюка и качеству защитников. Вратарская проблема тоже актуальна для уральской команды. Речь, разумеется, не о Якубе Коварже. Один из самых высокооплачиваемых игроков «Автомобилиста» и один из наиболее дорогих вратарей КХЛ свои деньги отрабатывает. Если и случаются у чеха провалы, то только тогда, когда он не может переварить выпавшую на него нагрузку. А все потому, что за плечами у него отсутствует не то что равноценный сменщик, а в принципе вратарь уровня КХЛ. Ни Леонид Фомин, ни сын спортивного директора Владислав Гросс таковыми не являются. До них Коваржа подменяли Игорь Устинский, Владимир Сохатский и Андрей Макаров, но никому из них нельзя было спокойно довериться в отсутствие чеха. Хотя тот же серебряный призер молодежного чемпионата мира Макаров сейчас прилично смотрится в Риге.

А ведь вариантов усиления этой линии хватало. Взять хотя бы многочисленных вратарей, летом оказавшихся в системе СКА. Если не Кочеткова, то Налимова, который в роли бэкапа дошел до финала Кубка Гагарина, «Автомобилист» мог перехватить. Уже несколько месяцев «Адмирал» пытается продать Никиту Серебрякова, и ценник за молодого вратаря, имеющего опыт игры первым номером, вполне гуманный. По крайней мере, по меркам УГМК. А совсем недавно варианты обмена Василия Демченко искали в «Тракторе». Чем не идеальный вариант? Найти российского вратаря сейчас, посреди сезона, будет непросто. Остается только ждать дедлайна, когда кто-то из аутсайдеров может отдать ценный актив за приличную компенсацию.

Заварухин

Но дело, разумеется, не только в составе. Уже вовсю идут разговоры о возможной отставке Андрея Мартемьянова, а сам наставник «Автомобилиста» говорит об отсутствии команды. Стоит ли говорить, что создание правильной атмосферы в коллективе — это такая же зона ответственности тренера, как и тактика? Складывается впечатление, что Мартемьянов просто потерял нити управления. Будучи специалистом, никогда не работавшим с большими клубами, ситуации вроде Дацюк vs Доус для него в новинку. Когда год назад его ставили во главе «Автомобилиста», то руководствовались двумя критериями: удачным сезоном во главе «Амура» и местом рождения. Мартемьянов — местный, что очень удобно для любителей популистских решений. Что касается работы в Хабаровске, то его предыдущая команда попала в восьмерку на тоненького, в последний день регулярки. Сам же прорыв «Амура» во многом строился на умении тренера выстроить доверительные отношения с игроками. Но что это были за игроки? Бывальцев да Ли.

На днях руководство «Автомобилиста» отправило в отставку тренера. Но не Мартемьянова, а Андрея Соколова. Этот специалист, отвечавший в Екатеринбурге за оборону, в межсезонье заменил Николая Заварухина. Бывший помощник Мартемьянова, который достался ему в наследство от Владимира Крикунова, пошел на повышение и возглавил «Сибирь». Сегодня новосибирский клуб выглядит организованнее и идет в таблице выше «Автомобилиста», имея совершенно несравнимые финансовые возможности. Заварухина долгое время не хотели отпускать из уральского клуба, хотя его еще раньше звали как в Новосибирск, так и в родную для тренера Уфу. Этим летом войти в тренерский штаб московского «Динамо» Заварухина звал Крикунов. Востребованность 44-летнего специалиста не случайность. В «Автомобилисте» он был мозгом тренерского штаба, своего рода координатором, который отвечал не за какой-то отдельный участок, а за широкий фронт работы. Уже во вторник «Сибирь» Заварухина встретится с «Автомобилистом» Мартемьянова. В Новосибирске у этой теории может появиться еще одно подтверждение.

Подпишитесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх