На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Туктамышева, Косторная, Кихира и Ен делают тройной аксель. Чей прыжок лучше?

Тройной аксель — один из самых сложных и дорогих прыжков в современном фигурном катании. Он исполняется с движения вперед. Приземление выполняется на ход назад. И потому в нем всегда не целое число оборотов, а немного больше. Проще говоря, когда судья видит в протоколе аксель в три оборота («3А»), на льду фигуристы накручивают все три с половиной.

Базовая стоимость элемента — 8 баллов. Практически на одном уровне с четверными. При качественном исполнении можно заработать еще больше — 12 баллов. Важный бонус: девушки имеют право включать тройной аксель и в короткую, и в произвольную программу. Четверные в короткой программе для них пока под запретом.

Такое ограничение может стать решающим в борьбе за награды в ближайшие пару лет. И уже стало серьезной мотивацией для фигуристок, которые планируют задержаться в топе. Прямо сейчас на триксель рассчитывают Елизавета Туктамышева, Алена Косторная, Рика Кихира и Ю Ен.

На самом деле, девушки серьезно рискуют. Во-первых, преимущество в короткой программе легко превращается в недостаток — срыв элемента там стоит слишком дорого. Во-вторых, тройной аксель — это очень опасно. Из-за особенностей исполнения в случае любой неудачи спортсмен фактически лишается возможности контролировать свое тело. Падения в этом случае — самые болезненные. Мириться с этим не всегда готовы даже мужчины.

Так, Стефан Ламбьель не рискнул ради Олимпиады — стал серебряным призером в Турине без тройного акселя.

Елизавета Туктамышева

Личный максимум за элемент: 10,40 балла — на командном чемпионате мира в сезоне-2018/19; 10,44 балла (в каскаде с двойным тулупом) — на Гран-при Америки в сезоне-2019/20

Минимум за элемент: 4 балла — на Гран-при Канады в сезоне-2018/19

Туктамышева делает тройной аксель стабильнее всех. За последние два года — всего несколько срывов. Отчасти — благодаря оригинальной технике исполнения, которую специально для нее разработал Алексей Мишин.

Лиза заходит на прыжок без очевидного маха левой рукой. Классическая технология предполагает это движение. Но когда Туктамышева только разучивала элемент, ее тренер заметил, что ей мешает левая рука, и предложил обходиться только правой, а левую — немного придерживать.

«Когда я только попала к Алексею Николаевичу, большинство прыжков делала неправильно, — вспоминает Туктамышева. — Прыгала с большой амплитудой, почти не группировалась. Первые полгода нашей совместной работы ушли на то, чтобы я приучила свое тело и свое сознание к тому, что надо группироваться плотно. И только потом начали восстанавливать все тройные прыжки.

С акселем — отдельная история. Тут мне повезло. Его я учила сразу с Алексеем Николаевичем, еще и в тот период, когда совсем не было страха перед прыжками. Я прыгаю по его технологии, а он в этом плане — маэстро, самый лучший специалист по акселю. Всем говорю: «Хотите улучшить свой тройной аксель, да и просто аксель — вам к Алексею Николаевичу».

Вообще, пример Туктамышевой — вдохновляющий. Свой первый тройной аксель на соревнованиях она прыгнула еще в 2015 году и стала чемпионкой мира, не до конца преодолев переходный возраст. Потом были проблемы со здоровьем и, как говорит сама Лиза, с психологией. Все это отбросило ее на несколько шагов назад.

«Года три назад были серьезные проблемы со спиной. Два месяца вообще не выходила на лед. Потом начала потихоньку кататься и прыгать все, кроме тройного акселя. Стало страшно на него заходить. Подзабыла ощущения и не знала, чего ожидать. А когда не знаешь, чего ожидать, сразу появляется страх».

Переломным стало прошлое межсезонье. После честного и открытого разговора с тренерами Лиза поняла, что еще не готова закончить с фигурным катанием. Сейчас в ее программах сразу три сложных прыжка, полноценно восстановить которые не мешает даже болезнь. Ценный опыт прошлого года.

Рика Кихира

Личный максимум за элемент: 10,86 балла — на командном чемпионате мира в сезоне-2018/19 и на Гран-при Канады в сезоне-2019/20; 15,06 балла (в каскаде с тройным тулупом) — на чемпионате мира в сезоне-2018/19

Минимум за элемент: несколько раз — по 0 баллов

Кихира смелее всех комбинирует тройной аксель с другими прыжками. Именно она первой решилась исполнять его трижды в двух программах. Дебют состоялся год назад на домашнем этапе Гран-при. Тогда заработать звание чемпионки и главной угрозы для русских фигуристок не помешал даже срыв в короткой программе. Каскад «тройной аксель-тройной тулуп» из произвольной без проблем компенсировал все потери.

К очередному этапу в Японии Рика готовит новую комбинацию — тройной аксель-ойлер-тройной сальхов.

Базовая стоимость такого сочетания не намного выше того, что уже делает Кихира (12,8 балла против 12,2 балла). Но ойлерные каскады эффектно выглядят, и их ценят судьи. А значит, можно рассчитывать на хорошую надбавку к GOE.

Правда, есть очень важный нюанс: Рике отчаянно не хватает стабильности. За весь прошлый сезон она ни разу не исполнила все три своих акселя чисто. Самым грустным в этом смысле получился французский этап Гран-при — бабочка в короткой программе и срыв в произвольной, после которого Кихира ограничилась только двойным акселем в каскаде с тройным тулупом.

На старте этого сезона стабилизировать прыжок тоже не получается. Показать максимум на этапе Гран-при в Канаде помешал степ-аут в произвольной программе.

Алена Косторная

Личный максимум за элемент: 10,63 балла — на этапе Гран-при во Франции в сезоне-2019/20; 11,59 балла (в каскаде с двойным тулупом) — там же

Минимум за элемент: 6,31 балла — там же

Косторная всегда дополняет свой аксель оригинальными и сложными заходами и выездами. Например, перед каскадом в произвольной программе она делает вращение в либеле и мини-растанцовку, затем идет серия шагов, включая сложные моухоки, чоктау, выкрюки и даже прыжок-шпагат.

Кроме того, Косторная всегда стремится к совершенству. В прошлом сезоне, будучи юниоркой, она могла заработать за двойной аксель почти столько же, сколько Рика Кихира за свои, часто неудачные, тройные. Так, в финале юниорского Гран-при сразу пять судей выставили Алене GOE +5, еще трое оценили качество исполнения элемента на +4.

В случае с тройным акселем об исключительном качестве говорить пока рано. Но это объяснимо. Включить элемент в свои программы ученица Тутберидзе решилась только после контрольных прокатов.

«Буквально через день после контрольных прокатов решила попробовать четверной сальхов, — рассказывала Алена после своей победы на первом взрослом Гран-при. — Но тренеры сказали мне пока его оставить и попробовать тройной аксель. Я отнекивалась: «Не хочу, не буду». Тренеры предложили попробовать на удочке. Ну уж нет, решила, что лучше сама, чем на удочке. Конечно, я падала, падала, падала, а затем раз — и он получился. Сначала по разу, по два получалось. А потом уже в какой-то момент три-четыре прыжка собрала. Вот тогда поняла, что какой-то шанс есть».

Алена пробовала сделать тройной аксель еще пару лет назад, но одно из падений оказалось настолько серьезным и болезненным, что она надолго отказалась от этой затеи.

В это межсезонье изучение тройного акселя оказалось в тренировочных планах всех учениц Тутберидзе. Но выучить элемент пока смогла только Алена. А Саше Трусовой, которая приземляет почти все четверные прыжки, но пока не справляется с трикселем, родители даже придумали дополнительную мотивацию — пообещали подарить королевского пуделя.

Ю Ен

Личный максимум за элемент: 10,17 балла — на этапе Гран-при в Канаде в сезоне-2019/20

Минимум за элемент: 4 балла — там же

Вставить тройной аксель в свои программы Ю Ен пыталась еще в прошлом году. Правда, не очень успешно, хотя на тренировках показывала чистый прыжок в каскаде с тройным тулупом.

Интересно, что четверные кореянка начала учить даже раньше Трусовой и Щербаковой. Первая соревновательная попытка случилась в 2016 году. Это был четверной сальхов. Правда, с недокрутом и приземлением на обе ноги.

«Ю Ен прекрасно исполняла четверные перед началом соревнований. Думаю, она нервничала, потому что это были настоящие соревнования. Сейчас, когда Ю Ен начала прыгать четверные, другие фигуристки также могут получить дополнительный стимул. Надеюсь, это окажет позитивное влияние на фигурное катание в Корее», — говорил тогда Ко Сон Хи, директор судейской коллегии Южнокорейского союза конькобежцев.

В родной Корее Ен считают главной наследницей Ю На Ким и возлагают на нее большие олимпийские надежды как минимум в Пекине. Первый шаг к мечте на взрослом уровне — попадание в финал Гран-при.

На канадском этапе Ю Ен запомнилась зрителям очень качественным прокатом короткой программы (с тройным акселем) и не совсем уверенным катанием в произвольной. В итоге — бронза.

Следующая попытка завоевать более ценную награду — уже в эти выходные на этапе в китайском Чунцине. Среди соперниц — Анна Щербакова. Девушки несколько раз выясняли отношения на юниорском уровне. А еще — Елизавета Туктамышева. И, значит, у зрителей и судей, помимо прочего, есть неплохой шанс в режиме реального времени увидеть и решить, чей тройной аксель лучше.

Расписание трансляций Гран-при Китая

8 ноября, пятница

12:10 — женщины, короткая программа (сайт Первого канала)

9 ноября, суббота

11:30 — женщины, произвольная программа (сайт Первого канала)

Участницы из России: Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и Софья Самодурова

Подписывайтесь на youtube-канал Фигурка и смотрите самые интересные видео о фигурном катании

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх